Понедельник, 13.05.2024, 04:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Декабрь » 19 » Способ определения голосовых данных и способ обучения резонансной вокально-речевой технике :: Речевая одышка
    14:46

    Способ определения голосовых данных и способ обучения резонансной вокально-речевой технике :: Речевая одышка





    Изобретение относится к области обучения. Проводят слуховую диагностику голоса и трехмерный спектральный анализ в диапазоне частот до 20500 Гц. Анализ голоса осуществляют на основе комплексной оценки объективных и субъективных показателей акустических характеристик голоса в пении и речи путем сравнения с эталоном звучания. Объективными показателями являются основные свойства звука: высота, тембр, громкость, длительность. Процесс обучения делят на этапы: настройка голоса, подготовительный, коррекционный, координационный, речевой. Этапы проводят в строго определенной последовательности, начиная с гласных звуков. Настройку голоса осуществляют в процессе вокализации высокочастотного объемного звука И. Полученные качества звучания тембра переносят в строго определенном порядке на гласные "И", "Э", "А", "О", "У". Коррекцию голоса осуществляют с помощью анализаторов звука. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности развития голосовых данных человека. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.


    Изобретение относится к способам обучения и может быть использовано в педагогике, медицине, логопедии, психофизиологии, психотерапии, практике дикторской и актерской работы, а более конкретно к психофизиологии речи и певческого голоса.

    Одна из основных задач при определении речевых и певческих способностей человека - это оценка индивидуальных особенностей голосообразования и звукопроизношения, возможности их развития и выявление проблем работы голосового аппарата.

    Из научно-технической и патентной литературы известны способы определения голосовых данных (пп. №2254835, РФ, A61F 5/58, 03.02.2004, №2094016, РФ, А61Н 6/03, 05.05.94, №2240030, РФ, А61В 5/00, 25.09.2002, №2065736, РФ, A61F 5/58, 16.05.1995, №2313280, РФ, А61В 5/08), а также способы лечения и тренировки голосового аппарата с целью обучения правильно сформированной речи в процессе:

    - сознательной регуляции дыхания и тренировки последовательного расслабления мышц (пп. №2276599, РФ, А61Н 1/00, 31.05.2004, №2316252, РФ, А61В 5/08, 28.02.2006),

    - проведения физических, фонологоритмических упражнений (пп. №2126240, РФ, А61Н 1/00, 03.02.94, №94003935,РФ, А61Н 1/00, 03.02.94),

    - точечного массажа, музыкального сопровождения (пп. №2284806, РФ, А61Н 39/08, 1/00, 10.10.2006, №2277405 А61Н 1/00, 15.09.2004, №2092150, РФ, А61Н 39/00, 27.07.93),

    -воздействия импульсным высокочастотным электромагнитным полем (пп. №2273500, РФ, A61N 5/04, 10.04.2006, №2185862, РФ, A61N 2/04, 17.04.2000),

    - использования биологической обратной связи (пп. №2248750, РФ, А61В 5/08, 29.12.2003, №2294691, РФ, А61В 5/103, 20.11.2003, №2289311, РФ, А61В 5/16, А61Н 23/00, 08.12.2004).

    Приведенные выше известные способы направлены на лечение голосового аппарата, обучение разговорной речи после перенесенных травм или болезней, используются для коррекции нарушений внешнего дыхания. В настоящее время большое внимание уделяется комплексной коррекции эмоционального состояния человека, воздействия на психику человека музыкальных произведений (п. №2178204, РФ, G09B 5/00, G09B 19/00, 10.01.2002), прослушивания обучающимся эталонных фонограмм фраз диктора или учителя, реверберационно озвучиваемых фонограмм своего обычного голоса с последующей коррекцией по ним собственной речи (п. №2177648, РФ, G09В 19/04, 22.06.1999).

    Для управления вниманием аудитории правильная постановка голоса очень важна для людей голосо-речевых профессий: актеров, вокалистов, педагогов, бизнесменов, менеджеров, обучающихся и стремящихся к профессиональному речевому и певческому искусству.

    Известен способ акустического выявления фиксации голосовой складки (п. №94016311, РФ, А61В 8/08, 05.05.94). Суть изобретения заключается в способе акустического выявления фиксации голосовой складки, включающем фонирование испытуемым гласных звуков речи с последующим их спектральным анализом. Спектральный анализ заключается в определении разности между частотами основного тона голоса для каждой воспроизводимой обследуемым гласной фонемы.

    Недостатком данного способа является то, что в определении состояния голосовых складок для выявления патологии взятый за основу разброс частоты основного тона для каждой фонируемой гласной от 10 до 40 Гц у здоровых лиц и практически не меняющийся у больных с поражением голосовой складки не учитывается отсутствие разброса частоты основного тона у людей с поставленными голосами.

    Известен способ комплексной оценки вокальной одаренности (п. №2204170, РФ, G09B 15/00, 19/00, 26.12.2001 - прототип), заключающийся в том, что измерение параметров высокой певческой форманты голоса певца включает в себя определение частоты вершины высокой певческой форманты путем измерения интегрального спектра голоса певца, и по этой частоте судят о типе голоса, определение относительного уровня высокой певческой форманты, соответствующего коэффициенту звонкости голоса певца.

    Во-первых, спектральный анализ для измерения певческих формант проводится до 5000 Гц, в частности ограничивается областью звонкости (ВПФ), которая составляет у профессиональных певцов от 2350 до 3700 Гц, поэтому не возможно оценить область полетности голоса, находящейся начиная от 7000 Гц.

    Во-вторых, предложенная сонограмма для оценки уровня ВПФ и измерения параметров вибрато - один из возможных видов спектрального анализа в виде двухмерной проекции, где по вертикали представлена частотная шкала, по горизонтали звучание растянуто по времени, но продолжительность звучания не указывается, не в полной мере отражены акустические характеристики голоса.

    Известен способ компенсации заикания, логоневрозов и нестабильной работы нервных речевых центров (п. №2254835, РФ, A61F 5/58, 03.05.2004), заключающийся в компьютерном анализе речевого сигнала получаемого посредством микрофона от пациента путем его спектрального анализа с определением граничных значений частотного диапазона основного тона речи пациента и отношения спектральной плотности мощности в частотной области выше основного тона к спектральной плотности мощности в частотной области ниже основного тона, проведении логопедического занятия с использованием компьютерного спектрального анализа текущего речевого сигнала, получаемого посредством микрофона от пациента, путем мониторирования в режиме реального времени отношения его спектральной плотности мощности в частотной области выше основного тона к спектральной плотности мощности в частотной области ниже основного тона. При этом пациент посредством перестройки спектра своего голоса выполняет задание по увеличению мониторируемого отношения до превышения его, по меньшей мере, в два раза значения основного тона к спектральной плотности мощности в частотной области ниже основного тона, определенного в результате предварительного компьютерного анализа. При этом частотный диапазон основного тона речи пациента находится в пределах 80-340 Гц.

    Данный способ позволяет развить речевые умения человека, однако, указывать звук «С» в качестве согласного, в котором присутствует выраженная низкочастотная составляющая, не совсем корректно, так как известно, что данный согласный относится к группе свистящих звуков, то есть высокочастотных, и, кроме того, как показывает спектральный анализ, указанный звук является одним из самых высокочастотных в русском алфавите, а движение в низких частотах - результат утечки воздуха во время произнесения. Изменение спектра звука и перераспределение спектральной плотности мощности предлагается осуществлять в равных долях посредством акустических фильтров, то есть с применением аппаратуры, что не обеспечивает дифференцированный подход к пациенту и не учитывает индивидуальные особенности тембра голоса.

    Известен способ обучения резонансному пению на основе формирования резонансной акустики голосового аппарата (п. №2202831, РФ, G09B 15/00, 19/00, 03.07.2001 - прототип), включающий этапы: речевой и вокальный, согласно предлагаемому пути постановки звука от речи к пению, начиная с согласных звуков - отработки эталонного согласного звука "ЛЬ" и близких ему по типу звукоизвлечения согласных "Н", "Т", "Д" после чего приступают к гласным звукам, выполнение комплекса упражнений, использование дидактического материала на видео/аудиокассетах.

    Данный способ получил широкое применение и позволяет значительно улучшить технику пения любого человека, однако, его действие направлено на обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста и начинающих взрослых учеников, который не предусматривает работу с профессиональными певческими голосами, то есть работу над совершенствованием звучания и восстановлением голосового аппарата. Отсутствует диагностика голосовых данных. Указанный путь постановки голоса ограничивает возможности приобщения к вокальному искусству людей с недостатками и расстройствами речи, например заикающихся или имеющих дефекты звукопроизношения, в том числе сонорных согласных "Л", "Л'" "Р", "Р'", что не позволит им сформировать предложенный автором эталон звучания. Постановка и развитие речевого голоса также остается за гранью внимания. Отсутствуют упражнения для развития дыхательной системы, необходимые для закрепления полученных умений и получения устойчивых долговременных результатов.

    Задачей данного изобретения является создание способа определения голосовых данных и на его основе способа обучения резонансной вокально-речевой техники, позволяющей развивать голосовые данные любого человека, даже не обладающего природными вокальными или речевыми способностями, обучать владению голосом людей, перенесших травмы гортани или повреждения голосовых складок, осуществлять лечебно-педагогический подход к преодолению заикания, бронхиальной астмы и других заболеваний, связанных с нарушениями голосовой и дыхательной функции.

    Поставленная задача решается за счет того, что при определении голосовых данных дополнительно проводят слуховую диагностику голоса и трехмерный спектральный анализ в диапазоне частот до 20500 Гц, измерения производят на компьютере с помощью компьютерных программ обработки звукового сигнала, анализ осуществляют на основе комплексной оценки объективных и субъективных показателей акустических характеристик голоса в пении и речи путем сравнения с эталоном звучания, причем субъективными показателями являются основные свойства звука: высота, тембр, громкость, длительность, а объективными показателями, дополняющими оценку тембральных характеристик, - основные качества звучания голоса: звонкость, объем, полетность, процесс обучения резонансно-вокальной речевой технике строят на основании результатов диагностического обследования и делят на этапы: настройка голоса, подготовительный, коррекционный, координационный и речевой этапы обучения проводят в строго определенной последовательности, начиная с гласных звуков, причем настройка голоса осуществляется в процессе вокализации высокочастотного объемного звука "И", затем полученные качества звучания тембра переносят в строго определенном порядке на гласные "И", "Э", "А", "О", "У", управляют обертонами в голосе с помощью плавного их перемещения от высокочастотного звука И с последующим постепенным заполнением всего спектра частот гласными "Э", "А", "О", заканчивая низкочастотным "У", и, наоборот, от низкочастотного У до высокочастотного И, и далее с пропеванием последовательности гласных звуков "У", "О", "А", "Э", "И", на подготовительном этапе уточняют положения внешней и внутренней артикуляции, соединяют головной и грудной регистр в микстовое звучание, выполняют упражнения для формирования ощущения опоры звука, на коррекционном этапе отрабатывают уровень владения фокусировкой звука и пользования резонаторными полостями с помощью подстройки голоса педагога к голосу обучаемого в режиме реального времени, выполняют вокально-речевые упражнения, проводят сеансы тренировки волновой (синусоидальной) формы звукового сигнала, осуществляют экспресс-настройку голоса, проводят аэробику гласных, на координационном этапе путем выполнения дыхательных и вокально-речевых упражнений в режиме реального времени с использованием биологически обратной связи отрабатывают все типы дыхания (поверхностный ключичный, грудной, верхнереберно и нижнереберно-диафрагмальный, парадоксальный, брюшной, комбинированный), дополнительно проводят постановку дыхания типа диагональный, речевой этап осуществляют от вокала к речи по схеме: сначала беззвучно произносят гласные звуки, затем каждую гласную произносят отдельно с использованием резонансной техники: фокусировка звука, атака звука, звуковая волна, после этого гласные в словах произносят без согласных (протяжная речь), озвучивают глухие согласные и отрабатывают четкость их произнесения, осуществляют коррекцию голоса с помощью анализаторов звука, используют дидактический материал в виде видео/аудиозаписей из базы данных голосов певцов разных жанров и стилей, актеров, педагогов, бизнесменов, менеджеров, а также людей, имеющих нарушения голосовой функции, полученные в ходе различных заболеваний.

    В настоящее время быстрое развитие техники позволило провести глубокое, на новом высоком уровне исследование голосообразования и звукопроизношения, выявить проблемы работы голосового аппарата и открыть новые возможности их решения. Наиболее ярко изменения голосового аппарата наблюдается у людей творческих профессий - певцов, дикторов, актеров разговорного жанра. Так известно, что объективными показателями одаренности певца является наличие в его голосе низкой певческой форманты (НПФ) и высокой певческой форманты (ВПФ). Высокая певческая форманта является важнейшим показателем вокальной одаренности и представляет собой группу усиленных высоких обертонов в области 2300-3700 Гц, придающей певческому голосу звонкость и полетность. В результате проведенных нами многочисленных двух и трехмерных измерений спектрального анализа голоса певцов и актеров было выявлено, что такое важнейшее качество, как полетность - способность долетать и достигать каждого слушателя в больших и малых залах, придающая характерный блеск (металл) и проникновенность звучанию, требует специального выделения и уточнения зоны локализации частот. Эти частоты находятся в области от 7000 Гц и выше. Выявленная группа частот позволяет на фоне хорошо сформированной и устойчивой ВПФ не прибегать к усилению (форсированию) громкости до forte как профессиональным мастерам сценического искусства, так и людям голосо-речевых профессий. Появление обертонов в области полетности (ОП) сопровождается полным смыканием голосовых складок на каждом участке диапазона и придает тембру голоса серебристый оттенок, который воспринимается на слух как чистый молодой голос. Установлено, что у «возрастных» голосов даже знаменитых мастеров вокального и речевого искусства частично утеряны частоты в этой зоне, наблюдается нестабильность частот в области ВПФ, замедление скорости вибрато и неравномерность частоты колебаний. Большие затруднения для прохождения в зону звонкости и полетности испытывают люди, не имеющие музыкального слуха и какого-либо опыта в постановке речевого голоса. Отсутствует область полетности и у людей с различными недостатками работы голосовой, дыхательной и слуховой функции. Частотное расположение в области ВПФ не имеет у них стабильного положения: отдельные обертоны сливаются в одну группу (охриплость, несмыкание голосовых складок, наличие узелков и полипов).

    Способ осуществляется следующим образом.

    Для определения голосовых данных используют комплексную оценку объективных и субъективных показателей акустических характеристик голоса в пении и речи. Объективный анализ проводят с помощью типовых компьютерных программ обработки звукового сигнала, звуковых редакторов, в которых имеется амплитудно-временной, трехмерный частотный, спектральный анализ звука (WaveLab, Sound Forge, Cool Edit, PAS Analysis Center и др.). Запись включает в себя ряд вокально-речевых текстов и ее осуществляют в диапазоне от 0 до 20500 Гц, до и после занятия. На основании полученных схем записи голоса в двух- и трехмерном пространстве производят анализ вокальных данных.

    Вокализация гласных «И», «Э», «А», «О», «У» - один из ведущих тестов, с помощью которого оценивают:

    - основные качества звучания: звонкость, объем и полетность; основной тон (временной отрезок, продолжительность качественного звучания, широта колебаний, умение удерживать основной тон, атака звука, наличие вибрато);

    - спектральный состав (количественный и качественный состав обертонов); насыщенность, наличие шумов и призвуков, умение сохранять вокальную или речевую позицию, поддерживать работу обертонов и обеспечивать «льющийся» звук;

    - работу дыхательной системы (плавность и равномерность распределения выдоха);

    - динамическую шкалу (усиление, ослабление, филировка).

    Субъективный анализ включает изучение индивидуальных особенностей голосообразования и звукопроизношения, выявление нарушений работы голосового аппарата и уточнение проблем (слуховая оценка основных параметров голоса).

    Основные показатели оценки голоса в пении и речи:

    - сила звука (громкий, тихий, ослабленный, оттенки);

    - высота (чистота интонации, общий и рабочий диапазон голоса, ровность и интенсивность звучания на различных участках диапазона);

    - продолжительность звучания (опора звука, тип дыхания, работа диафрагмы);

    - тембр (степень охриплости, носовой или горловой призвук).

    По вибрационным ощущениям, звуковой локализации и работе внешней и внутренней артикуляции уточняют: головной или грудной регистр, слева или справа не достаточно активно работает, какой из резонаторов выключен из процесса и какая голосовая складка не полностью смыкается.

    На основе многочисленных исследований звучания голоса огромной группы различных людей определен эталон звучания гласных звуков: мягкая атака звука, динамическое развитие, ровная и узкая линия основного тона и обертонов, плавный рисунок выдоха, желательно с небольшими колебаниями- вибрато - непременным признаком хорошего певческого голоса. Амплитудно-временный анализ используют для выявления атаки звука (твердая, мягкая, придыхательная). Оценивают возможность управления динамикой, экономность выдоха, насыщенность звучания (см. приложение 1, Схема 1, графическое изображение звуков «И», «Э», «А», «О», «У»).

    На схеме 1 представлено применение мягкой атаки: начало звука имеет форму, напоминающую наконечник стрелы. Мягкое вхождение в звук обеспечивает наилучшее волнообразное смыкание и эластичность работы голосовых складок, предотвращает образование узелков и полипов, блокирует движение ложных (вестибулярных) складок. Затем идет динамическое развитие - филировка звука, обеспечивающая плавность переходов от тихого звучания к более громкому и обратно (p<mf>p). Видна равномерность звукового наполнения, что достигается постепенным расходованием воздуха при хорошей опоре звука и скоординированной работе дыхательных мышц. Трехмерно-частотный (трехмерный спектральный) анализ дает возможность оценить основной тон звучания. Определен эталон звучания каждой гласной (см. приложение 1, Схема 2 - эталон звучания гласных «И», «Э», «А», «О», «У», эталон звучания женского голоса, звук «И»).

    Основной тон (примарный) - самый высокий относительно других обертонов, узкий, четко выраженный, расположен на отметке 255 Гц: у мужчин немного левее, у женщин правее указанной отметки. Между основным тоном и обертонами имеется расстояние (параллельные дорожки), чтобы они не сливались друг с другом и не создавали неприятных шумов и скрипа в голосе. Если между основным тоном и обертонами, особенно стоящим рядом с основным тоном на отметке 640 Гц, отсутствует четко выраженная прямая линия, интонация в пении будет неустойчивой, неточной, фальшивой, а речь восприниматься как неуверенная и неискренняя. Начало звука (0 ms) - негромкое (мягкая атака). Линия над основным тоном характеризует равномерность и плавность распределения дыхания на протяжении всего звучания, небольшие ровные зубцы на линии - хорошо сформированное и выраженное вибрато в голосе. Мужские голоса имеют дополнительные частоты ниже (левее) основного тона на отметке 115 Гц. Таким образом, если в процессе вокализации или произнесения каждой из гласных наблюдается примерно одинаковая картина, они звучат в пении и речи ровно и благозвучно.

    На основании анализа полученных данных составляют индивидуальную программу занятий по развитию и восстановлению голоса и формированию основных качеств звучания: звонкости, объема и полетности путем резонансного фокусирования звука с помощью биологической обратной связи (БОС) при активизации работы внешней и внутренней артикуляции. Обучение резонансной вокально-речевой технике начинается с постановки распевного протяжного голоса на примарном тоне с целью коррекции тембральных недостатков и устранения наработанных навыков звучания.

    Настройка голоса осуществляется в процессе вокализации высокочастотного гласного «И», затем полученные качества звучания тембра переносят на остальные гласные в строго определенном порядке: «И», «Э», «А», «О», «У». Управляют обертонами в голосе с помощью плавного их перемещения в установленном прямом и в обратном порядке: начиная от высокочастотного звука «И», с последующим постепенным заполнением всего спектра частот гласными: «Э», «А», «О», заканчивая низкочастотном «У» и, наоборот, от низкочастотного «У» до высокочастотного «И» и далее с пропеванием последовательности гласных звуков: «У», «О», «А», «Э», «И». Перемещения обертонов в области высоких частот фиксируют небольшими остановками, при этом положение средней части и корня языка не изменяется, кончик языка слегка перемещается и скользит от нижних зубов к деснам.

    На подготовительном этапе уточняют все положения внешней и внутренней артикуляции: регулируют движения задней стенки глотки, определяют степень поднятия мягкого неба, стабилизируют положение гортани при близкой позиции, отрабатывают широкий уклад языка, укрепляют его боковые мышцы и мышцы верхней губы, активизируют работу микрорезонатора на кончике языка, снимают излишнее напряжение с крыльев носа, губ и щек («хлопоты лицом»), освобождают челюсть, соединяют головной и грудной регистр в микстовое звучание, выполняют упражнения для формирования ощущения опоры звука. Полученный звук сравнивают с эталонным звучанием и эталонной диаграммой трехмерно-частотного и амплитудно-временного анализа.

    Коррекционный этап предполагает проведение резонансной подстройки голоса педагога к голосу обучаемого в режиме реального времени с помощью слухового анализа и компьютерных программ звуковой обработки (БОС) с целью определения уровня владения фокусировкой звука и развития умений пользоваться резонаторными полостями. Выполняют вокально-речевые упражнения для устранения выявленных проблем, включая сеансы тренировки волновой (синусоидальной) формы звукового сигнала. Сначала осуществляют экспресс-настройку голоса. Для этого выполняют движения, направленные на снятие напряжения мышц шеи и плечевого пояса, затем занимаются подготовкой артикуляционного аппарата, постепенно включают в работу группы дыхательных мышц. Упражнения со звуковой имитацией помогают придать голосу звонкость (Лошадки, Самолет), объем (Багира, Сладкая и вкусная вата, Яблоко) и полетность (Вьюга, Полет эльфа). Отработка вокально-речевых элементов начинается с аэробики гласных, которая способствует восстановлению и развитию основных качеств звучания как в пении, так и в речи, выработке необходимых характеристик для обеспечения голосу чистого, ровного и насыщенного звучания по всему участку диапазона. Такой подход позволяет включить в работу неиспользованные ранее механизмы, провести координационные связи между слухом и голосом, артикуляционной и дыхательной системами, вибрационными и мышечными ощущениями, перевести полученное звучание голоса на уровень образного восприятия, соотнести с профессиональным сленгом и закрепить знания общепринятой терминологией.

    Координационный этап включает выполнение дыхательных и вокально-речевых упражнений. Упражнения (Ниппель, Пружина) выполняются с помощью моделирования руками работы дыхательных мышц (растяжки). Озвучивая эти упражнения в режиме реального времени с использованием биологической обратной связи (анализаторы звука), обучаемый наблюдает появление частот в искомой зоне: низкой певческой и речевой форманты, высокой певческой и речевой форманты и в области высоких частот от 7000 Гц, что позволяет ему выбрать из комплекса упражнений наиболее эффективные и результативные.

    В дальнейшем предлагаемое изобретение поясняется конкретными чертежами выполнения различных типов дыхания с моделированием движений рук (см. приложение 19), на которых:

    Рис.1 - поверхностный ключичный тип дыхания;

    Рис.2 - грудной;

    Рис.3 - верхнереберно-диафрагмальный и нижнереберно-диафрагмальный;

    Рис.4 - парадоксальный;

    Рис.5 - брюшной и комбинированный (полный);

    Рис.6 - диагональный.

    На рисунках первая фигура - исходное положение (выдох). Вторая фигура - вдох. Постановка типа дыхания - ДИАГОНАЛЬНЫЙ - обеспечивает гибкость и эластичность дыхательных, голосовых и артикуляционных мышц, при котором включается в работу и активизируется верхушка легких с одной стороны, например слева, и нижняя часть легких, с другой стороны - справа. Тренировка произвольного переключения, перевод дыхательных упражнений на уровень образных представлений и управления схемами движений с помощью мысли. Перевод моделирующих движений рук работы дыхательных мышц на мысленный уровень. Озвучивание дыхательных упражнений проводится с целью создания прочных и устойчивых координационных связей между слухом и голосом.

    Далее следует речевой этап, который включает пословицы, поговорки, скороговорки, подобранные и систематизированные в строго определенном порядке для закрепления основных качеств звучания. Получив необходимые качества в протяжном звучании голоса, их переносят в короткий речевой звук, работают на йотированных гласных, обеспечивающих звонкость в автоматическом режиме, затем чередуют йотированную гласную с «чистой» гласной и сглаживают звучание, оптимизируя процесс переноса вокального звука на речевой звук с помощью БОС. Работа с текстом осуществляется согласно разработанной схеме. Сначала беззвучно произносят гласные звуки. Беззвучное исполнение вокальных и речевых произведений служит для устранения ранее наработанных навыков и формирования новых певческих и речевых навыков. Переходят к звуковому этапу: каждая гласная произносится отдельно с использованием резонансной техники: фокусировка звука (подготовительный момент) - атака звука (удар) - звуковая волна (возвращение в исходное положение). Резонансный акустический эффект - звуковая волна - возникает вследствие скоординированной работы внутренней артикуляции и дыхательных мышц. В зависимости от направления удара, вида атаки звука и используемых резонаторов звуковая волна способна приобретать различную эмоциональную окраску. Затем гласные произносятся без согласных, «сливаются» друг с другом и объединяются в единую непрерывную звуковую линию - звуковой поток, где звуковые удары или акценты в слове наносятся на ударный слог, во фразе - на смысловое слово, в предложении - на главную мысль. Следующий этап - отработка четкости произнесения согласных, озвучивание глухих согласных. Этап соединения гласных и согласных звуков сопровождается БОС, с помощью которого происходит звуковая коррекция речи. Визуализация звучания, подкрепление работы слуховых анализаторов зрительными анализаторами, подключение целого комплекса различных ощущений (мышечных, вибрационных, кожно-тактильных, вкусовых и др.), способствующих развитию специального вокального и речевого слуха, позволяющего оценивать не только совершенство техники голосообразования, нарушения работы голосового аппарата, но и в ходе исполнения вокальных и речевых произведений, в процессе коммуникации, используя эффект резонансного звучания, перенастраивать и изменять акустические характеристики собственного голоса и голоса другого человека. Образующееся совместное чувство - синестезия - вследствие усиленного взаимодействия анализаторов создает добавочное ощущение работы голосовой системы как стереосистемы, позволяет мгновенно, точно и тонко регулировать процесс звукоформирования с помощью скоординированных движений языка как рычага управления звуковым процессом, мягкого неба, мышц губ и щек, челюсти. Включение разных видов мышления в процесс познавательной деятельности: теоретическое, практическое, аналитическое и интуитивное позволяет более быстро и прочно освоить изучаемый материал и сформировать необходимые певческие и речевые навыки.

    На каждом этапе отработки вокально-речевых элементов используют дидактический материал для развития слухового восприятия - это видео- и аудиозаписи из имеющейся обширной базы данных голосов певцов разных жанров и стилей, актеров, педагогов, бизнесменов, менеджеров и других людей голосо-речевых профессий, а также людей, имеющих нарушения голосовой функции, полученных в ходе различных заболеваний. Имеются записи не только первоначального состояния голосовых данных обучаемых резонансной вокально-речевой технике, но и записи их голосов в ходе развития и восстановления голосовой, дыхательной и слуховой функции, что позволяет формировать аналитическое мышление для осуществления самостоятельной работы. На каждом этапе обучения резонансной вокально-речевой технике проводится компьютерная диагностика, отражающая промежуточные результаты индивидуальных и групповых занятий. Спектральный анализ звука применяется не только для выявления нарушений в работе голосового аппарата, но и для развития основных качеств звучания: звонкости, объема и полетности.

    После проведенного тестирования идет тщательная обработка полученных данных с помощью комплексного анализа компьютерных программ звуковой обработки и на основе полученных данных составляется индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий. По программе проводят необходимое количество занятий. После этого вновь проводят компьютерное обследование.

    Схема 1 - амплитудно-временной, WaveLab2;

    Схема 2 - трехмерно-частотный, WaveLab2: 3D Frequency analysis;

    Схема 3 - спектроанализатор, PAS Analysis Center: Spectrum Analyser;

    Схема 4 - спектрограф, PAS Analysis Center: Spectrogram;

    Схема 5 - спектральный анализ, WaveLab5: Spectrum Analyser (FFT);

    Схема 6 - осциллограф, PAS Analysis Center: Oscilloscope.

    Схема 1. Амплитудно-временной анализ служит для уточнения результатов трехмерного спектрального анализа: вид атаки звука, определение возможности управления динамикой, качество филировки: плавность переходов при усилении и ослаблении динамики. По горизонтальной оси отложено время, по вертикальной оси - амплитуда колебаний. Оценивается:

    - атака звука (твердая, мягкая, придыхательная);

    - время общего звучания и продолжительность звучания каждой гласной;

    - наличие динамических оттенков звука;

    - ровность и насыщенность звучания.

    Схема 2. Трехмерно-частотный спектральный анализ представляет собой диаграмму, на которой по одной оси отложено время (с), по другой оси - частоты (Гц), по третьей (вертикальной) - их амплитуда. Существенным преимуществом анализаторов программы WaveLab (схемы 1-2) является наличие показателей времени в отличие от анализаторов PAS Analysis Center (схемы 3-4). Трехмерное отображение спектрального анализа дает возможность детально изучить голосовые данные:

    - умение удерживать основной тон звучания, применяемую атаку звука, вибрато,

    - плавность и экономность выдоха, филировку звука,

    - качественный уровень обертонов, расположение формант, наличие охриплости и призвуков, излишнего напряжения в голосе, тембральную ровность звучания гласных и др.

    Схема 3. В спектроанализаторе - Spectrum Analyzer - частотная шкала (Гц) расположена по горизонтали. На вкладке (FFT Length) производятся настройки для преобразования Фурье. Используются все вспомогательные функции Display: Log Frequency, Log Amplitude и прорисовка сетки Draw grid. В представленных нами графиках отсутствует Draw inactive - подсветка спектральных полос. На вкладке Kind выбран режим Bars, так как в этом режиме в отличие от других наиболее отчетливо и наглядно представлен тип визуализации спектра. В настройке времени регенерации спектральных столбцов Decay определен режим Step Up как наиболее оптимальный для восприятия их скорости. Положительным моментом является то, что схемы 3-4 хорошо отражают основные качества звучания: звонкость, объем и полетность и поэтому могут активно использоваться в процессе постановки певческого и речевого голоса. Во-первых, анализаторы работают в режиме реального времени, во-вторых, они очень чувствительные, гибко реагируют и оперативно отмечают позитивные процессы развития и восстановления голоса, в-третьих, привлекают внимание, вызывают интерес у обучаемых, увеличивают работоспособность, способствуют быстрому устранению выявленных недостатков и закреплению новых координационных связей между мышцами внешней и внутренней артикуляции, вибрационными ощущениями, слуховым восприятием.

    Схема 4. В спектрографе частотная шкала расположена по вертикали и растянута во времени. В Display находятся настройки отображения спектрограммы. В представленных графиках также сняты зрительные эффекты: Embossed - смена фона спектрографа. Accelerate - ускорение во времени и Log Amplitude. Цветовые настройки спектрограммы Outfit - Threshold.

    С помощью спектрографа у профессиональных вокалистов определяется умение пользоваться вибрато: частота, размах и периодичность колебаний в виде волнообразных синусоидальных линий. Данную программу лучше всего использовать в «живой» работе с мастерами сцены, а также при обследовании больных, так как она фиксирует различные нарушения голосовой, дыхательной и слуховой функции. Например, у людей со снижением остроты слуха частоты в области звонкости появляются хаотично в виде пунктирной прерывистой линии на довольно короткий промежуток времени.

    Схема 5. Спектральный анализ программы WaveLab5 применяется дополнительно со вспомогательной целью, например в работе с певцами для определения точности вступления в звук, а также для сравнения полученных показателей основных качеств звучания до и после занятия.

    Схема 6. Осциллограф показывает форму звуковой волны, используется непосредственно в практической работе и служит в качестве голосового тренажера для выработки умений управлять звуком, придавая ему специальную волновую синусоидальную форму. Из настройки Scale убираем Effect - разделение по цвету для пиков.

    Предлагаемое изобретение поясняется конкретными примерами:

    Пример 1. Н. К. - начинающая эстрадная певица (14 лет). Расширение диапазона, увеличение силы голоса, устранение носового призвука, работа над звонкостью и чистотой интонации. Тестирование до занятий.

    Схема 1. Амплитудно-временной анализ гласных «И», «Э», «А», «О», «У» выявил короткий выдох и применение придыхательной атаки на всех звуках. Начало звука напоминает мягкую атаку, но утечка воздуха, которая происходит вследствие применения придыхательной атаки, видна на рисунке в виде неравномерности окраски звука. Продолжительность звучания пяти гласных составляет 10 с (см. приложение 2, Схема 1, звуки «И», «Э», «А», «О», «У» до занятий).

    Предложенная задача пропеть все гласные на одной высоте вызвала затруднения. На трехмерной диаграмме хорошо просматривается неточная интонация: отсутствие «дорожек» между обертонами (см. приложение 2, Схема 2, звуки «И», «Э», «А», «О», «У» до занятий). Рассмотрим звук «И» до и после каждого занятия с помощью разных анализаторов: 3D Frequency analysis; Spectrum Analyser (FFT), Spectrogram.

    Схема 2. Трехмерно-частотный анализ гласной «И» показал наличие охриплости и носового призвука, шумы (между отметками 44 Гц и 115 Гц) присутствуют даже после завершения звучания основного тона из-за применения придыхательной атаки. Дыхание неровное. Примарный тон низкий: находится на отметке 255 Гц, что соответствует сначала ноте «си», переходящей в «си-бемоль» малой октавы. Основной тон широкий: качание звука, интонация «ползущая» вниз, так как между основным тоном и обертонами отсутствует четко выраженная граница, они «сливаются» друг с другом, вибрато невыраженное. Обертон ниже отметки 640 Гц имеет неясную линию и напоминает два «слипшихся» между собой обертона, что негативно отражается на таком качестве звучания, как объем в голосе. Несмотря на наличие частот в зоне НПФ, они воспринимаются как помехи в голосе и отсутствие чистоты интонирования. Диапазон голоса неширокий, голос глухой - низкий уровень обертонов в области ВПФ (около отметки 3620 Гц).

    Схема 3. Спектральный анализ (Spectrum) подтвердил незначительное количество частот в области низкой певческой форманты (НПФ), невысокую амплитуду частот в области звонкости (ВПФ), а также полное отсутствие обертонов в области полетности, поэтому голос глухой, «тусклый» и плоский.

    Схема 4. Спектральный анализ (Spectrogram) не отметил вибрато в голосе, то есть линии на графике прямые, а не синусоидальные, поэтому отсутствует ощущение интонационной чистоты и устойчивости, и подтвердил, что количество обертонов в области ВПФ настолько мало, что в других анализаторах, менее чувствительных, просто не «считывается», в отличие от трехмерного спектрального анализа.

    Схема 5. Сравнительный анализ звука «И» до занятий и после 3 занятий показал наличие «подъезда» к звуку - неточное вступление, что еще раз подтверждает имеющиеся проблемы с интонацией.

    Результаты опроса и проведенного субъективного анализа выявили, что у Н. К. имеется музыкальная подготовка (музыкальная школа) и теоретические знания в области постановки голоса. Распевания и дыхательные упражнения регулярно выполняет на занятиях под руководством педагога. Речевые упражнения не включены в комплекс. Однако их практическое назначение и целевое назначение для нее неизвестно и непонятно, не смогла конкретно воспроизвести комплекс упражнений. Удалось вспомнить только 1-2 вокализа. Внешний осмотр показал наличие сильного перенапряжения мышц плечевого пояса и спины, обнаружено искривление позвоночника. Голос тихий, ослабленный, тип дыхания - ключичный. Общий диапазон голоса - не превышает полторы октавы, звучит неровно на разных участках диапазона. С правой стороны слышится сильный сип (несмыкание голосовых складок), боковые мышцы языка не прилегают к зубам. Мышцы правой щеки также напряжены, челюсть зажата, постоянно находится в фиксированном положении. По результатам комплексного обследования определена основная задача - формирование звонкости в голосе. Важной задачей является постановка опоры дыхания, снятие излишнего мышечного напряжения, с одной стороны, и активизация работы внутренней артикуляции - с другой стороны. Сильно опущенное мягкое небо, вялые губы и интенсивный ротовой выдох создают неприятный носовой призвук. Определяющим моментом в совместной деятельности по устранению выявленных проблем является осмысление обучаемым процесса развития голосовых данных.

    Индивидуальная программа развития голоса. Всего проведено три занятия продолжительностью 90 мин, включая время проведения диагностического обследования. Первое и второе занятия проводятся два дня подряд с целью обеспечения долговременного результата и закрепления умений, полученных на первом занятии. Настройка голоса осуществляется в начале каждого занятия с помощью звука «И» (оценка работы резонаторов). На первом занятии кроме комплексного обследования были проведены подготовительный и коррекционный этапы для решения поставленных задач в полном объеме. Каждое положение мышц внутренней артикуляции фиксировалось с помощью БОС и сравнивалось с эталоном. Прежде чем приступить к работе над «обогащением» частот в области ВПФ, необходимо было расширить зону НПФ. Освобождение челюсти усилило частоты в области НПФ, обеспечение широкого положения языка и более плотного прилегания его к нижним зубам с правой стороны вызвало появление обертонов на отметке 800 Гц. Выполнение упражнения «Яблоко» из экспресс-настройки голоса дало ощущение мягкого неба и позволило определить его оптимальное положение. Озвучивание упражнения с помощью слога «AM» с применением спектроанализатора (схема 3) закрепило частоты в области НПФ. Затем перешли к звукоподражаниям, чтобы вызвать появление обертонов в области ВПФ. Постепенно и последовательно продвигались в искомую область, начиная от низких частот и далее к высоким в области 2300-3700 Гц. Выполняли звуковые имитации с моделированием движений руками, например шипение змеи - сворачивание в кольцо, поднятие головы, бросок, жужжание шмеля «Ж», полет пчелы и комара «З». Наблюдали появление частот, закрепляли упражнения, расширяли динамический диапазон, использовали прием усиления и ослабления звука.

    На втором занятии осуществляли коррекционный и координационный этап, продолжили работу над укреплением мышц верхней губы и кончика языка для прохождения в область полетности - от 7000 Гц с использованием упражнений на звукоподражания: визг поросенка «УИ», лай собаки «АУ» и «УАУ» и щенка-задиры «ЕЙ», после чего приступили к упражнению «управление обертонами». На этом этапе выбрали упражнения из аэробики гласных для формирования звонкости, чтобы сохранить позицию и стабилизировать работу органов речевого аппарата, не допускать вовлечения в голосовой процесс мимических мышц лица. Каждое упражнение обучаемая выполняла не менее 7-9 раз: сначала 3 раза в статичном положении, потом одновременно с динамическими движениями для снятия общего мышечного напряжения (поглаживание шеи, повороты шеи и корпуса), и затем повторяла его без каких-либо вспомогательных движений. Дыхательная гимнастика проводилась целенаправленно с учетом выявленной проблемы с позвоночником, поэтому необходимо было обеспечить гибкость работы мышц, для чего Н. К. осваивала диагональный тип дыхания (см. приложение 19, рис.6), укрепляла мышцы спины и озвучивала упражнения, используя парадоксальный тип дыхания (см. приложение 19, рис.4). Проведение повторного компьютерного обследования после второго занятия показало появление полетности в голосе на среднем отрезке звучания. В конце занятия обучаемая определяла основные недостатки звучания голоса по вокализации гласных из раздела «Постановка голоса».

    Третье занятие было направлено на отработку материала на певческом и речевом материале. Для выравнивания гласных по типу синусоидальной формы был использован осциллограф (схема 6), что позволило перенести полученные качества звучания на гласные «Э», «А» в пение и речь. Соединению регистров и формированию вибрато способствовали вокально-речевое упражнение «Струнный квартет» - звуковая имитация игры на струнных инструментах с характерным звучанием и кистевым движением руки: скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также компьютерный анализ аудиоматериалов по коррекции скорости вибрато из раздела «Восстановление голоса». Отработка резонансной техники фокусировки звука проводилась на пословицах и поговорках из первого блока для формирования звонкости - активизация микрорезонатора и кончика языка. Одновременно решалась задача улучшения дикции путем вовлечения в процесс дополнительных компенсационных механизмов внутренней артикуляции с целью освобождения внешней артикуляции, необходимой для создания художественного образа. Тестирование после трех занятий.

    Схема 1. Выявлено использование мягкой атаки, не наблюдается утечка воздуха. Звук стал более гибким и наполненным, появились динамические оттенки. На гласных «И», «У» в полной мере удалась филировка звука (ем. приложение 2, Схема 1, звуки «И», «Э», «А», «О», «У» после 3 занятий).

    Схема 2. Продолжительность звучания последовательности гласных «И», «Э», «А», «О», «У» выросла по сравнению с проведенным тестом до занятий на 34 с и составила 45 с (см. приложение 2, Схема 2, звуки «И», «Э», «А», «О», «У» после 3 занятий). Продолжительность звучания гласной «И» увеличилась от 1,7 с до 9,5 с, что наблюдается сразу после первого проведенного занятия, выдох стал равномернее. Ярко проявилась звонкость в голосе в области высокой певческой форманты (3620 Гц) и появилась полетность (8130 Гц). Только после третьего занятия между обертонами образовались ровно очерченные «дорожки». Основной тон стал значительно уже, интонация четче, а примарный тон выше, то есть переместился правее отметки 255 Гц (ми-бемоль первой октавы). Уменьшился, но полностью не исчез носовой призвук. Отмечается появление легкого, не очень ясно выраженного вибрато. С помощью спектрального анализа после каждого занятия наблюдается постепенное и последовательное развитие голоса вслед за укреплением технической подготовки обучаемой (см. приложение 3).

    Схема 3. Сформирована ВПФ на всех гласных, увеличилась сила голоса, отмечается появление обертонов в области полетности, в которой четко представлено несколько частот от 7000 Гц до 11000 Гц (см. приложение 4).

    Схема 4. На графиках вибрато представлено сначала в виде прямой горизонтальной линии, которая постепенно приобретает синусоидальный рисунок, но еще не обладающий ритмичностью, равномерностью и стабильностью частотных модуляций. Отсутствует интонационная четкость звучания (см. приложение 5).

    Схема 5. Вступление в звук точное, значительно возросло количество обертонов в области НПФ (см. приложение 6).

    Рекомендации: продолжить работу над мягкой атакой и филировкой звука, постепенно увеличивая динамический диапазон, переносом звонкости и полетности на гласные «О», «У», формированием умений пользоваться микстовым регистром, особое внимание в дыхательных упражнениях уделять опоре дыхания (рис.3, 5).

    Пример 2. А. Н. Е. (жен. 53 г., II гр. инв.), бронхиальная астма. Улучшение дыхательной функции. Тестирование до занятий. 2002 г. Учитывая состояние больной, отягощенное парезом голосовых складок, для тестирования была предложена вокализация звука «И» и отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Белеет парус одинокий» согласно пожеланию обследуемой. Ниже представлен сравнительный анализ акустических характеристик голоса при вокализации гласной «И» с помощью различных компьютерных программ звуковой обработки и трехмерный спектральный анализ показателей в речи до и после занятий.

    Схема 1. Выдох продолжительный, звучность голоса периодически пропадает и вновь появляется в первой половине и в конце звукового отрезка. Динамическая шкала узкая, голос ослабленный.

    Схема 2. Трехмерный спектральный анализ звука «И». Дыхание неравномерное, основной тон широкий, присутствуют посторонние призвуки. В области НПФ выявлен только один слабовыраженный обертон на отметке 640 Гц, в области ВПФ имеется два обертона - 2300 и 3000 Гц, второй достаточно ярко просматривается. Четко выраженные дорожки между основным тоном и обертонами позволяют предположить, что у больной имеется хороший музыкальный слух и голос. Трехмерный спектральный анализ речи. Для определения работы дыхательной системы при голосовой нагрузке провели следующие измерения: из фразы «в тумане моря голубом» взяли слог БОМ - вдох - ЧТО «ищет он в краю далеком». Дыхание тяжелое свистящее, между двумя произнесенными словами: «голубом» и «что» присутствуют частоты (255 Гц-7000 Гц) вместо ровного поля, которое возникает в процессе паузы в речи, характеризующие шумное дыхание с присвистом.

    Схема 3. Спектральный анализ (Spectrum) не выявил частот в области НПФ, в области ВПФ обнаружил обертон на отметке 3000 Гц.

    Схема 4. Спектральный анализ (Spectrogram) показал наличие частот в области ВПФ в виде пунктирной линии.

    Схема 5. Сравнительный анализ звука «И» показал отсутствие сформированных основных качеств звучания: звонкости, объема и полетности.

    Схема 6. Осциллограф не зафиксировал наличие выраженных обертонов.

    Результаты опроса выявили, что А.Н.Е. страдает заболеванием более 20 лет, за последние 5-6 лет появился диабет, ожирение, беспокоит сильная одышка. Внешний осмотр показал наличие напряжения мышц шеи и плечевого пояса. Голос надтреснутый, хриплый, тип дыхания - верхнегрудной, вдох и выдох ротовой. Челюсть зажата, язык неповоротливый, мягкое небо вялое и опущенное - беспокоит сильный храп с задержками дыхания. У больной имеется опыт хорового и сольного пения в самодеятельности в школьные годы. По результатам комплексного обследования определена основная задача - постановка дыхания и снятие излишнего мышечного напряжения. Важной задачей является приобщение к певческому и речевому искусству путем слушания лучших голосов исполнителей классического и народного вокала, поэтических произведений с постепенным увеличением собственной голосовой нагрузки в процессе пения и художественного чтения.

    Индивидуальная программа развития голоса и укрепления дыхательной системы. Проведено пять занятий продолжительностью 90 мин, включая диагностическое обследование: первое и второе занятия проходили два дня подряд, остальные - два раза в неделю.

    На первом занятии сначала слушали и анализировали голосовые данные, затем провели резонансную настройку голоса с помощью гласного «И» и резонансную настройку дыхания: подстройка педагога под тип дыхания, в данном случае грудной тип и перевод на верхнереберно-диафрагмальный тип дыхания. Дыхательные упражнения выполняли очень медленно в статичном положении, сидя на стуле, но с движением рук (см. приложение 19, рис.3). Закрепили полученный тип дыхания с помощью упражнения «Пружина» из экспресс-настройки голоса.

    - Исходное положение: руки слегка сжаты в кулаки и находятся на уровне груди. Представить, что в руках пружинки или жгуты, и мы должны приложить усилие, чтобы их растянуть. Вдох состоит из трех маленьких вдохов, которые следует зафиксировать на мгновение: первый - слегка вздохнуть, можно представить, что мы находимся на свежем воздухе, второй - руки вытянуть вперед примерно на 10-12 см, третий - руки развести в стороны, описав дугу ровно настолько, насколько позволяют локти, которые служат опорой. На выдохе достаточно быстро и без дополнительных усилий вернуться в исходное положение (сжатие пружины). Выполнить 3 раза, при правильном выполнении упражнение напоминает потягивание после сна.

    На втором занятии завершили подготовительный этап и перешли к коррекционному этапу. Начали с беззвучных упражнений из экспресс-настройки голоса «Приветствие», «Кругозор», «Поклон», размяли мышцы языка и освободили челюсть - «Лошадки». Использовали специально подготовленные для проведения самостоятельной работы видеоматериалы с упражнениями для снятия мышечного напряжения.

    - Исходное положение: обхватите пальцами рук шею, сомкните ладони, мягко разомкните. Прижмите плотно пальцы, слегка надавите, хорошо, если в руках возникнет небольшая вибрация, повторите три раза, постепенно двигаясь по направлению от головы к плечу.

    Сделали упражнение «Равновесие», «Бодрость», провели точечный массаж воротниковой зоны. Повторили дыхательные упражнения, провели их озвучивание с помощью БОС на гласные «И» и «Ы» для придания объема звучанию и активизации грудного резонирования, наблюдали за повышением амплитуды обертонов. В конце каждого занятия отмечали улучшение звучания голоса, сравнили с записью звука до занятий.

    Третье занятие начали с упражнения «Ручной тормоз» для снятия напряжения дыхательных мышц, имитирующего движение машины в пробке: рывок вперед - активный плавный вдох и небольшой выдох - откат машины слегка назад. На одном вдохе сделать три-пять маленьких вдоха и выдоха. Затем продолжительный выдох на опоре дыхания с включением в работу пресса. Упражнение повторили три раза, помогая себе моделирующим движением руки. Первый раз вытянули губы трубочкой и вдыхали ртом, во второй раз использовали комбинированный вдох носом и ртом одновременно, в третий вдох делали только носом. Озвучили дыхательные упражнения с помощью гласной «И», закрепили умения, проверив точность их выполнения с помощью звуковых анализаторов. Вокально-речевое упражнение «Эхо» из аэробики гласных было выбрано для получения объемного свободного звучания, а также для поднятия мягкого неба и включения в работу мышц внутренней артикуляции. Упражнение №9 способствовало улучшению смыкания голосовых складок, формированию плавности произнесения звуков и экономности расходования воздуха, так как направлено на понимание и освоение обучаемым «вдыхательной установки» - основополагающей установки в пении и речи.

    Четвертое занятие. Координационный этап. Продолжили освоение различных типов дыхания. Изучали брюшной тип дыхания с помощью упражнения «Ниппель», следили, чтобы на вдохе передняя стенка живота слегка выпячивалась вперед.

    - Представить, что находимся на летнем лугу (если у больного аллергия, можно заменить ощущение свежим морозным воздухом), медленно, с наслаждением вдохнуть аромат и почувствовать как постепенно наполняется воздухом сначала низ живота, затем весь живот и грудная клетка.

    Занимались освоением диагонального типа дыхания с моделированием движений рук для активизации различных резонаторов и их произвольного переключения - «Пружина» в положении стоя по схеме 6. Упражнение «Винт» способствовало становлению бесшумного носового дыхания и постепенному укреплению дыхательной системы.

    - Сжать ладони в кулаки, поставить их друг на друга так, чтобы руки могли двигаться по диагонали вверх или вниз (см. приложение 19, рис.6). Одна рука неподвижна, а вторая рука рисует на вдохе резьбу, то есть движется по спирали вверх или вниз в зависимости от своего положения. Обратить внимание, когда левая рука выполняет движение, то непроизвольно начинает втягиваться воздух больше через левую ноздрю и, наоборот, при выполнении движений правой рукой активизируется и начинает лучше дышать правая ноздря. Сделать упражнение стоя и сидя, перевести на мысленный уровень, сначала медленно с нажимом, затем очень быстро нарисовать спираль с помощью носового дыхания, легко раскручивая воображаемую деталь и отмечая на ней наличие резьбы (можно на последнем этапе закрыть глаза).

    На пятом занятии занимались мягкой атакой звука, работали над укреплением боковых мышц и подвижностью кончика языка. После упражнений №4 для звонкости и №5 для полетности приступили к переносу полученных качеств на согласные звуки. Сначала включили в работу губы - верхнюю «Б», «П», «М» и нижнюю «В», «Ф», микрорезонатор и кончик языка «С», «З», «Ц», «Л», «Р», «Т», «Д», «Н», боковые мышцы «Ч», «Щ», «Ш», «Ж» и корень языка «К», «Г», «X». Соотнесли произнесение звуков с характерными имитирующими движениями: поцелуй, фырканье, пощелкивание и причмокивание, шипение и кряхтение. Беззвучно произнесли согласные на выбранной позиции, не меняя положение внешней артикуляции. Выбрали из блока полетности строчку из русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои. Сени новые, кленовые, решетчатые» и порабо

    Просмотров: 599 | Добавил: stille | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz